Традиция чаепития в Китае насчитывает не одно тысячелетие. Это удивительно многогранная культура, включающая в себя множество разных школ, способов заваривания и обработки чайного листа, технологий сбора и производства чайной утвари. В процессе развития этой поистине живой традиции было выработано множество способов заваривания чая, преследующих или предназначенных для тех или иных целей. Соответственно, появилось не только чаепитие на каждый день – обыденные, общепринятые способы, но и изысканные способы для исключительных случаев, – то, что на Западе стали называть «церемонией», поскольку данные чаепития рождали в человеке особые возвышенные и даже торжественные чувства. На китайском же это чайное действо звучит как Гун–Фу-Ча – «высшее мастерство чаепития». Гун–Фу-Ча проходит только с улунскими (бирюзовыми) чаями.

Чайная церемонии соединяет людей в совместном действии. Энергия чая и магичность ритуала дают ясность мыслей и чёткость действий, разрушают скуку, наполняя многообразием переживаний каждый прожитый миг. Людей искусства чайное действо настраивает на возвышенно-поэтический лад, беспокойных успокаивает, уставших бодрит. Чай обладает уникальным стабилизирующим и целительным действием. Чай задаёт действу свой ритм, ритм взаимодействия листа чайного дерева, правильно приготовленной воды, огня, посуды и проявленного в почтительности человеческого внимания. Изменение качества внимания меняет качество восприятия этого мира. Возможность выйти за пределы обывательского подхода к жизни и проникнуться высокими интересами, делает участника церемонии подобными благородным мужам, правителям, мудрецам, хранительницам очага. Чайная церемония даёт возможность «здесь и сейчас» соприкоснуться с живой реальностью.

Найдя необходимое пространство для церемонии (это может быть квартира, дача, подвал, офис и т.д.), обустроив интерьер (в чайной церемонии пространство для чаепития играет не последнюю роль), приобретя необходимые инструменты и аксессуары, чай, научившись готовить чай, можно приглашать людей на Гун-Фу-Ча.

Для церемонии необходимо следующее: 

1. Специальный столик, на котором размещается вся остальная утварь. Столик этот может быть самых разных размеров – в зависимости от того, сколько человек пьет чай. Нам больше нравятся небольшие столики – на двоих. Хотя встречаются и столики, на которых совершенно без проблем попьют чаю пять-шесть человек.

Столики выполняются их разного материала (дерево, мрамор, глина, а сейчас – и пластик) и бывают разной формы – круглые, прямоугольные, фигурные. Очень часто столик представляет собой своеобразную коробку с крышкой, которая снимается и в которой есть прорези. Если столик изготовлен из цельного куска дерева или камня, то в нем стараются сделать сток для воды. Дело в том, что в процессе церемонии столик активно поливается водой и чаем – и эти прорези позволяют влаге спокойно стекать, на превращая чаепитие в плескание в воде. Ну и некоторые дополнительные приятные эффекты создают, о которых чуть позже. Китайцы, в которых удивительным образом сочетается пятитысячелетняя традиционная культура и бесшабашное стремление к повсеместному использованию современных технологий, смогли удивить нас и специальными чайными столиками на электричестве, со встроенным кипятильником, пультом управления и специальным отводом для воды, подключаемым к канализации на манер автоматических стиральных машин.

2. Заварочный чайник (чаху). Вернее было бы сказать – чайничек – ведь несмотря на разнообразие размеров, приборы эти чаще всего оказываются несколько меньше привычных заварочных чайников. Формы таких чайничков также могут быть весьма разнообразными – однако классической и наиболее удобной является все-таки круглая. Весьма важным отличием такого заварника является особая конструкция крышки, которая позволяет сильно наклонять чайник, не опасаясь, что крышка вывалится, разобьется сама и перебьет всю, встретившуюся на пути, посуду.Чайники для гунфу-ча в подавляющем большинстве случаев глиняные (хотя встречаются и фарфоровые). В идеале – из исинской глины. Хотя где же его найдешь, этот идеал.

3. Чашечка (чайница) для демонстрации чая. В нее чай пересыпается из чайницы для постоянного хранения. С одной простой целью – похвастаться чаем. Изготавливается из фарфора или глины.

4. Кувшинчик, который наиболее точно можно назвать промежуточным. Он выполняет те же функции, что и описанная ранее «чаша справедливости». В него переливают чай из чайника перед разлитием по чашкам. Если кувшинчик есть, то конечно он имеет классическую “кувшинчиковую” форму, изготавливается из глины или фарфора. Как всегда.

5. Ситечко. Используется вместе с кувшинчиком и служит для того, чтобы чаинки из чайника не попадали в напиток. Тут следует сразу оговориться, что при употреблении качественных чаев этих самых чаинок особо много не бывает, но если их нет совсем, эстетика церемонии усугубляется. Ситечки бывают бамбуковые и металлические.

6. Черпалка, наверное. То есть чахэ – штука совкового типа, которой чай берется из чайницы и перекладывается туда, куда он должен быть переложен. Чахэ чаще всего изготавливается из бамбука и нередко используется для демонстрации сухого еще чая участникам церемонии.

7. Пинцет. Простой. Деревянный. Для произведения церемониальных мероприятий, разнообразие которых ограничено только фантазией мастера. Например, этим пинцетом можно доставать после окончания церемонии разваренные чайные листья из чайника и демонстрировать их гостям. Весьма достойное зрелище.

8. Тыкалка. Еще один предмет, назначение которого строго не регламентировано. Это такая деревянная палочка с небольшим ложкообразным вырезом на утолщенном конце. Наилучшее применение, которое можно ей найти – это заталкивание обратно в чайник чайных листьев, которые через некоторое время после заваривания начинают оттуда активно вылезать.

9. Ковырялка. Вот этот предмет (деревянная палочка с тонким, чуть изогнутым костяным наконечником) как раз исключительно функционален. Используемый в церемонии чайник, как уже отмечалось, невелик. И, соответственно, дырочки между его основным сосудом и носиком тоже маленькие. А листья чайные (если чай приличный) большие. При таком раскладе дырочки, конечно, часто забиваются. И их приходится проковыривать. Вот для этого-то и нужна ковырялка.

10. Ну и, наконец, гвоздь программы: пиньминьбэй и вэнсябэй на подставочке. То есть, говоря простыми словами, китайская чайная пара. На подставочке. Использование предметов, составляющих эту пару, неочевидно. Из пиалообразной чашечки чай пьют. И называется она чабэй («чайная чашечка») или пиниминьбэй («дегустационная чашечка»). Из высокой чашечки, похожей на стакан, чай нюхают. И называется она вэнсябэй («чашечка для вдыхания аромата»). Ну а подставка, к счастью, выполняет традиционные подставочные функции. Чашечки делаются из глины (и в этом случае изнутри, чаще всего, покрываются белой эмалью) или фарфора и могут быть расписаны. На глиняных обычно пишут мудрые китайские изречения. На фарфоровых рисуют нечто красивое. Подставки бываю глиняные, фарфоровые или деревянные. И тоже украшаются разными способами. Вообще говоря, для нормального чаепития достаточно столика, чайничка, черпалки и чайных пар на подставочке. Остальные прибамбасы, хоть и являются безусловно полезными, определяющего значения не имеют. В принципе, ко всем этим атрибутам может быть весьма полезной льняная салфетка – во время церемонии часто возникает необходимость что-либо протереть.

При подготовке к церемонии важно максимально избавить себя от посторонних запахов. Руки – вымыть, зубы – почистить, рот – прополоскать. Чайной церемонией лучше не заниматься сразу после еды. И не сочетать ее с едой, хоть это и трудно объяснить людям, привыкшим пить чай с закусками. Легкая пищевая «отдушка» возможна (например, орехи), хотя в классической традиции и не присутствует. Важно также, чтобы участвующие в церемонии женщины стерли помаду с губ, ежели такая имеется.

Классическая гунфу-ча подразумевает, что вода для чая подогревается в непосредственной близости от места чаепития и первое действо церемонии осуществляется, пока вода стоит на огне. Начинается все с демонстрации чая гостям. Эта часть церемонии отнюдь не является простым пижонством. На хороший улунский чай посмотреть очень приятно – он бывает весьма разнообразно скручен, красив внешне и обладает приятным ароматом. Именно с аромата и начинается знакомство гостей с чаем. Для этого порция чая, отмеренная для заваривания (строгой регламентации здесь нет, все зависит от чая и такая порция может составлять от 2 до 6 граммов сухой заварки) пересыпается в специальную чайницу. После этого каждый участник церемонии «знакомится с чаем», дважды вдыхая его аромат и дважды выдыхая в чайницу – чай тоже должен познакомиться с гостем. Извините за натурализм, но для правильного осуществления такого знакомство нос придется засунуть в чайницу. Аромат чая исключительно приятен – и вспоминать химические правила нюхания здесь совершенно ни к чему.

Вдыхая аромат, нужно постараться дышать как можно глубже – чтобы запах чая достиг самого низа легких. Для этого лучше сидеть прямо, может быть – на коленях. Женщинам такие глубокие вдохи обычно удаются быстрее. Если при вдыхании аромата вы чувствуете, что запах чая на втором вдыхании поменялся – значит все идет как надо. Опыт показывает, что изменение аромата сухого чая происходит только в том случае, если выдохнуть в чай. Заварившийся чай разливают по высоким чашечкам (вэнсябэй) так, чтобы у всех был чай одинаковой крепости. Для чего все чашечки сначала заполняются примерно на четверть, потом еще на четверть и еще. То есть в итоге все высокие чашечки должны быть заполнены на три четверти своего объема.После чего высокие вэнсябэй, как крышкой, накрываются питьевыми чашками – чабэй. Получаются этакие грибки, символизирующие банальный коитус. Эти «грибки» нужно перевернуть. Так, чтобы чабэй оказалась внизу. Наловчившись, это можно делать одной рукой. Если навыка пока нет – можно и двумя. При этом старайтесь плотно (но не очень сильно, конечно), прижимать чашки друг к другу – чтобы не расплескать напиток.

После того, как чайные пары перевернуты, высокие чашки вынимаются из низких. Чай при этом, конечно, переливается в последние. Зато в высоких концентрируется аромат чая, который, собственно, и нужно вдыхать. По традиции засовывая нос в чашку и дыша в нее. Ну а из питьевой чашки чай пьют маленькими глотками. Потом снова нюхают вэнсябэй и пьют из чабэй. И так – пока чай не кончится (что произойдет очень быстро, на самом деле). Когда чай выпит, всю процедуру, описанную начиная с абзаца (*), повторяют. И так несколько раз, до тех пор, пока чай не потеряет свой вкус и аромат. При повторных заливках можно увеличивать время настаивания чая – но это тоже придет с опытом. В промежутках между заливками можно с удовольствием наблюдать метаморфозы, происходящие с чайными листьями – они того стоят. А уж заталкивать в чайник вылезающий из него чай – это вообще сущее удовольствие.

То, сколько заливок можно производить на одной заварке, зависит от многого. В первую очередь – от сорта чая. Принято считать, например, что Те Гуанинь выдерживает до 15 заварок. Мы пробовали. Заварки после восьмой представляют уже чисто спортивный интерес. Нормальный улун совершенно спокойно выдерживает 5-7 циклов. На такое количество можете и ориентироваться.

После окончания чаепития особо увлеченные могут попробовать чайные листья на вкус – иногда это нравится, но это уже удовлетворение любопытства, к гунфу-ча никакого отношения не имеющее. Кроме того, их можно извлечь из чайника и рассматривать – посмотреть там, как правило, есть на что, и таким образом церемонию завершают достаточно часто. Воду из столика, конечно, нужно слить, чайник – опорожнить и сполоснуть. Если чаепитие окончено бесповоротно, то все нужно сполоснуть чистой водой (не дай Бог мыть глиняную посуду какой-либо «Фэйри с лимоном») и насухо протереть салфеткой. Столик и чайник нужно обязательно высушить.

Вот, собственно, и вся техническая сторона китайской чайной церемонии гунфу-ча.

2 thought on “Гунфу-ча – китайская чайная церемония”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Другое

ЧаванпрашЧаванпраш

Популярность биодобавки чаванпраш растет с каждым годом благодаря её целебным качествам. Визуально чаванпраш напоминает джем и состоит из мякоти растения амла с добавлением дополнительных компонентов, обладающих полезными свойствами. Древние индийские легенды гласят, что